Мажит Гафури. Рассказы. Дикий гусь. Удивительное путешествие нильса хольгерссона с дикими гусями по швеции Пассажиры получают неимоверные впечатления и опыт

Наша Земля и её жители находятся в опасности: океаны загрязнены, площади лесов уменьшаются, а животные медленно вымирают. Что можете сделать лично вы, чтобы помочь нашей прекрасной планете? Метеоролог Кристиан Муллек нашел для себя ответ на этот вопрос. Он делает то, что он не только любит, но считает своим долгом.

В 1995 году француз Кристиан Муллек заметил, что белолобым гусям становится всё труднее и труднее перелетать из Германии в Швецию – их популяция существенно уменьшалась из-за отстрелов.

Муллек понимал, что пернатым срочно нужна помощь. После консультаций с австрийским зоологом Конрадом Лоренцем Кристиан сконструировал двухместный сверхлегкий самолет.

Теперь он летает на этом самолёте рядом с гусями и помогает им проложить наиболее безопасный маршрут сезонной миграции.

Сначала Муллеку было довольно сложно. Птицы просто не хотели лететь за ним, но в конце концов он их «убедил», и стая присоединились к его полёту.

Кроме того, Кристиан Муллек дает туристам возможность полетать вместе с гусями.

С марта по октябрь Муллек предлагает людям полетать с птицами. Некоторые из его гостей даже совершали пятнадцатичасовые перелёты, чтобы испытать это приключение вместе с Кристианом и гусями.

Пассажиры получают неимоверные впечатления и опыт.

Они могут рассмотреть многих птиц, а также наслаждаться невероятными видами замков, мостов и гор с высоты.

Муллек предлагает такие путешествия людям с ограниченными возможностями, чтобы они тоже могли получить ощущение полёта.

Кристиан считает свои перелёты с гусями не только «духовным опытом», но и возможностью зафиксировать угрозу исчезновения перелетных птиц в Европе из-за использования химических веществ в сельском хозяйстве и массовых отстрелов.

Полёты Муллека вдохновили его на огромное уважение к природе. Посмотрите это видео и, возможно, это вдохновит и вас!

Вообще он заранее замечает себе место, с которого ему можно стрелять и вместе укрыться, высмотреть стаю, а иногда даже подождать, покуда она не сгрудится. Остается теперь самое главное - незаметно, не возбудив никакого недоверия в вожаке стаи и сторожевых гусях, подползти к ней. Но так как ползти приходится непременно на брюхе, то, очевидно, это гимнастическое упражнение не представляет ничего заманчивого и удается далеко не всякому охотнику. Промышленники же достигают в нем такой степени совершенства, что остается только подивиться их выносливости, терпению и неутомимости. Я сам не раз был свидетелем, как они проползали на брюхе, не сгибая ног, т. е. главным образом притягиваясь руками, из которых правая еще держит ружье более 50, иногда до ста сажен, что бывает, когда стая почему-либо идет в противоположную сторону. Выстрелив в сидячих гусей, промышленник сейчас же бежит подбирать убитых и раненых, а товарищ его навершне наблюдает, не упадет ли или не отстанет какой-либо гусь из стаи, и смотрит, куда опустится стая. Впрочем, редко удается в тот же день стрелять тех же самых птиц, так как они уже весьма недоверчиво смотрят на приближающихся всадников. Это имеет значение, только когда чем-либо потревоженная стая снялась до выстрела. При этой охоте всего выгоднее употреблять двуствольное ружье, далеко бьющее крупною (обыкновенно 1 №) дробью, так как почти всегда можно надеяться вышибить из поднявшейся стаи вторым выстрелом еще одного, а при удаче - и пару гусей или казарок. По рассказам охотников, нередко также бывает, что, если подстрелен вожак, пролетные нестреляные гуси, особенно казарки, поднявшись, снова спускаются к нему; бывали случаи, что промышленник успевал из засады снова зарядить свою одностволку и выстрелить в другой раз, хотя и с меньшим успехом. Редко удается застрелить на земле более 3-х, много 4-х гусей, но при некоторой сноровке и терпении нетрудно убить из харчистого дробовика до десяти казарок, особенно пискулек. Бывали даже случаи, что с одного выстрела ложилось до 15-ти штук мелких казарок. Заметим кстати, что подстреленные гуси и казарки, особенно с подшибленным крылом, тотчас же бегут, прижав голову к земле, в высокую траву, хлеб, даже кусты и прячутся там так искусно, что нескоро найдешь их. А потому надо ловить их как можно скорее и не иначе как за шею; крупные породы пребольно бьют крылом, а также щиплются. Между тем как охота с подъезда может назваться одним из самых активных способов добывания птицы, стрельба гусей с берега, с лодки и шалаша, вообще стрельба на воде, основана на выжидании и подстерегании птицы. Весьма немногие промышленники (я знал только одного такого) подходят к стае гусей, севшей на ночлег в камыши, да и кому охота брести, иногда по пояс, в воде в холодную сентябрьскую ночь и рисковать ничего не убить, так как весьма трудно в тихую погоду идти водой без малейшего шума и всплеска. Точно так же весьма малоупотребительна и стрельба гусей из шалаша. Это обстоятельство объясняется, во-первых, тем, что это вообще весьма осторожные птицы, крайне не доверяющие всякому подозрительному или новому предмету; во-вторых, зависит от того, что пролетная птица остается так недолго, что не успевает привыкнуть к последнему. Вот почему шалаш, столь удобный при стрельбе уток, не достигает здесь своей цели. Только одни местовые гуси, давно приглядевшиеся к нему, могут сделаться добычею охотника, да разве сдуру подсядет к нему какая-нибудь шальная стая пискулек. Шалаши делаются обыкновенно на мысах, островках или так называемых лавдах, т. е. трясинах, иногда плавучих островах, что совершенно верно, так как при сильных ветрах в большой прибыли воды они отрываются от берега и снимаются с мели и носятся по озеру до тех пор, пока не прибьет их к подветренному берегу или они не встретят на своем пути еще более мелкого места. В камышистых лавдах, вообще в камышах, следует делать шалаш из того же материала; на окрепших трясинах, где уже растет тальник, а иногда и чахлые березки, можно строить его из одних прутьев. Во всяком случае, никогда не следует делать шалаши из сена и очень высокими. Еще менее заманчиво подстерегание гусей днем за озерным валом, так как успех тут зависит иногда от простой случайности. Хотя, конечно, не подлежит никакому сомнению, что стая гусей или казарок, севши на воду, гребет всегда на ветер, тем не менее днем они редко подплывают близко к берегу, разве он совершенно открыт, а следовательно, не представляет укромных мест для охотника. Наконец, на собаку (см. начало статьи) не только гуси, но и казарки идут теперь очень плохо. Самая лучшая охота на гусей, бесспорно, стрельба их из лодки в лунные ночи. Вообще всякий испытавший какую бы то ни было ночную охоту, начиная с вечерней тяги вальдшнепа и кончая лу-ченьем рыбы, конечно, согласится со мной, что главная привлекательность охот подобного рода заключается никак не в ее добыч-ливости, что бывает весьма редко, а в той торжественности и поэзии, какая заключается в ночи и ее таинственных звуках, затрагивающих совсем другие, и конечно лучшие, струны охотника. Лицом к лицу с природой он только ночью выучивается понимать ее и сознает ее величие. Как охота выжидательная, ночная стрельба гусей из лодки в камышах может показаться иному нетерпеливому охотнику, подобно стрельбе на чучела, слишком скучной, но я никогда, даже при полнейшей неудаче, в обоих случаях не раскаивался и не бранил себя за неудачную поездку. Разумеется, ночная охота на гусей далеко не может сравниться, например, с лученьем, тем более ночной охотой на лося из лодки, с которой я со временем познакомлю читателей 1 . Последние, как охоты активные, стоят несравненно выше пассивных, тем не менее я всегда с удовольствием вспоминаю сентябрьские ночи, проведенные мною в камышах Тибуцких озер. Бывало, с нетерпением ждешь того времени, когда по всем признакам и расчетам, основанным на состоянии погоды, луны и ветра, надеешься на успех. Еще едва наступят сумерки, осторожно вплываешь в лес камыша и, подъехав к заранее примеченному ночлегу гусей и казарок - широкой курье, как бы озеру среди желтой нивы камыша, поспешно делаешь все необходимые приспособления: срезаешь или подламываешь вершины камыша, делаешь в них амбразуры и тихо поджидаешь прилета первой стаи. Стадо уток, сделав несколько кругов, садится поодаль лодки, но заметив охотников, с кряканьем летит в другой конец камышей; еще другая летит мимо; вот еще стая гоголей со свистом пролетает над самой головой и садится на середину озера; вдали зашлепали бесчисленные лысухи, и скоро зашелестили камыши от множества пробиравшейся по ним водяной птицы. Скоро все смолкает; быстро потухает вечерняя заря, наступает темная осенняя ночь; гусей все еще нет. «Га-га-га-га», - послышалось вдали, и огромная стая казарок с шумом садится на средину озера; еще стая, еще и еще; одна за другой летят они с лугов и полей Каслинской и Тибуцкой дач - заснувшее озеро снова оживает. Но через полчаса все тише и тише, все реже и реже слышится их гоготанье, опять тихо по-прежнему. Вот и давно ожидаемая луна; медленно подымается она из-за горизонта, освещая своим золотистым светом спокойную гладь озера. Осторожно плывут гуси к камышам; только изредка звонко вскрикивает какая-либо неугомонная казарка и глухо заговорят, как бы негодуя на нарушение тишины, ее товарищи. Наконец через широкую прогалину различаешь чернеющие массы - и недалеко они от края камышей. Тихо гогоча, вплывает первая стая в передний конец курьи, за нею другая, но каждая стая плывет отдельно, не смешиваясь одна с другой, с вожаком во главе и в строгом порядке; ясно виден черный силуэт каждой птицы, но ненадолго - тень от камышей на время скрывает их из глаз. Еще минута - передовой гусь показывается в переднем конце курьи, в 60 шагах. Наступает критический момент: затаив дыханье, не шелохнувшись, поджидаешь, пока не выплывет на средину вся стая, и с замирающим сердцем целишь в густую массу...

Литературная викторина по книге С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями».

По программе Л.В.Занкова в третьем классе на уроках литературного чтения мы изучаем отрывок интереснейшего произведения С.Лагерлеф. Произведение стоит того, чтобы прочитать его полностью. После прочтения я предлагаю учащимся составить по несколько вопросов для проведения викторины. Вопросы сортирую по сложности.

После каждого раунда викторины выбираются учащиеся, набравшие наибольшее количество баллов (звездочек). Они проходят в следующий тур. В результате выявляется победитель.

Ребята с удовольствием готовятся к викторине. Вы можете и сами составить подобную викторину с вашими учащимися. Как образец предлагаю вариант. Для удобства в скобках написаны ответы. Успехов.

Раунд 1

    В какой стране происходит действие сказки? (Швеция)

    Как звали папу Нильса? (Хольгер Нильсон)

    Куда летели гуси? (в Лапландию)

    Сколько гусей было в стае? (14)

    Сколько лет было Нильсу, когда он повстречал гнома? (12)

    За что гном наказал Нильса?

    Кто открыл сундук мамы Нильса?

    Кто отсчитал десять страниц и сказал: «Чтобы к нашему возвращению
    все на зубок знал!» (папа Нильса)

10.В какой день недели началась эта история? (воскресенье)

11 .К кому обратился Нильс за помощью, выйдя во двор маленьким?

коту)

12.Как получилось, что мальчик полетел с гусями в Лапландию?

13.Что Нильс всегда хранил в кармане? (ножик)

14.Где жил Нильс? (в маленькой шведской деревушке)

15.Как звали лучшего маминого гуся? (Мартин)

16.Как звали жену Мартина? (Марта)

17.Кто это сказал: «Люди были, есть и будут нашими врагами!» (Акка

Кебнекайсе - вожак стаи гусей)

18.Что сказала Акка перед тем как приняла Мартина в стаю? («Научиться

тому, чего не умеешь никогда не поздно») 19.Кто упал из дупла? (бельчонок Тирле) 20.Сколько бельчат было у белки? (5)

21. Как звали белку? (Сирле)

22.Кто выходил на охоту каждую ночь? (лис Смирре)

23.Как Нильс назвал лиса Смирре? (рыжим вором)

24.После чего Акка Кебнекайсе разрешила Нильсу остаться в стае? (после

того как Нильс спас гуся из когтей лиса)

25.Почему Нильс хотел познакомиться с белкой?

26.Кто рассказал Смирре, где гуси? (сорока)

27.Как отблагодарила белка Нильса?

28.Как Нильс колол орехи? (ему помогал Мартин)

29.Какой второй поступок совершил Нильс?

30.Почему лис просил Куницу и Выдру напасть на стаю гусей?

31 .Как Нильс наказал лиса Смирре? (надел на него собачий ошейник) 32.Почему Нильсу пришлось открывать запечатанный кувшин?

33.Где проходил праздник всех зверей и птиц? (на горе Кулаберг)

34.Кто жил в Глиммингемском замке? (совы и филин, дикая кошка,

летучие мыши, на крыше - аисты)

35.Как звали филина? (Флимнеа)

36.Кто плакал в пятой главе? (аист Эрменрих)

37.После чего Мартину пришлось лечить Нильса? (после укусов

муравьев)

38.Как Нильс справился со стаей крыс? (с помощью дудочки)

39.Как дудочка попала к Нильсу? (гусям ее принес филин от лесного

гнома)

40.Чем питался Нильс во время путешествия? (орехами) 41.Кто помог Нильсу поймать смирре? (собака)

42.Чем Нильс открыл кувшин, и что там было? (обглоданной костью)

43.В какой момент одной из гусынь пришлось исполнять роль лодки?

(когда Нильс, играя на дудочке, вел крыс к озеру)

44.Как звали вожака воронов? (Фумле-Друмле)

45.Как звали сторожа церкви? (Розенбум)

46.В каком звании был Розенбум? (старший боцман)

47.Сколько раз он был ранен? (2)

48.Как назывался подводный город? (Винетта)

49.Какое заклятие и за что наложил морской царь на Винетту?

50.Что надо было сделать, чтобы снять заклятье?

51. Кого спас Нильс от охотников? (медведицу с медвежатами)

52.Кто и как помог Нильсу за одну серебряную монету? (Фумле-Друмле) 53.Сколько гусят вылупилось у Мартина и Марты? (5)

54.Как назвали гусят? (Первый, Второй,...)

55.В каком городе жили удачник и неудачник? (Упсале)

56. Приемный сын Акки? (орел Горго)

57.Как называется книга, написанная Неудачником? («История города

Упсала»)

58.Как можно было снять заклятье с Нильса? (кто-нибудь по доброй воле

захочет стать таким же маленьким)

59.Кого Акка посылала к совам узнать тайну гнома? (Горго)

60.Кто и почему согласился поменяться с Нильсом размером? (Юкси)

Раунд 2

1. Во что был одет гном? (На голове - широкополая шляпа, черный

кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки)

2. Кто это - в кожаных штанах, в жилетке и в клетчатой рубашке с

большими пуговицами?

3. « От злости и обиды у домашних гусей даже глаза сделались красными»-

почему? (Разве это гуси? Это какие-то жалкие курицы! Оставайтесь в вашем курятнике!)

4. «Ах, вот это кто! - грустно подумал он. - Ну, значит, пропал я» - кто

это подумал и почему? (бедный гусь, попавший в пасть к Смирре)

5. В какой момент это произошло: «И вот камень дрогнул, качнулся и с

глухим грохотом отвалился от стены»? (крысы пробрались в замок)

    «Небо покрылось сотней точек и черточек, которые складывались то в
    ровный треугольник, то вытягивались, точно по линейке, в прямую
    линию, то вычерчивали в небе полукруги» - о ком этот фрагмент? (это
    утки, гуси, журавли, глухари летели к горе Кулаберг)

    После чего Нильс решил, что ему никогда не превратиться в человека?

(После услышанного разговора двух сов о страшной тайне...)

8. «Вид у него был важный - длинный камзол, башмаки с пряжками, на

голове треуголка...» - чье это описание? (бронзовая статуя короля)

9. «Ради этого он согласился бы решить все задачи в учебнике по

арифметике и выучить все правила грамматики» - ради чего? (Как узнать, что от него хочет гном?)

    «На третьей улице башмачники шили сафьяновые сапоги и туфли с
    меховой опушкой...» - где находилась эта улица? (подводный город)

    «Кругом было темно, точно ночью. Потом глаза Нильса привыкли к
    темноте. Он увидел под ногами обнаженные корни деревьев, а над
    головой - клочок неба», - куда попал Нильс? (берлога)

    «Вскочив на стол, он выхватил из кармана свой ножичек и, как пилой,
    стал перепиливать веревки. Ножичек так и мелькал у него в руке...» - о
    ком этот фрагмент?

    «Весь в отца. Тот тоже вечно скандалил на птичьем дворе, никому
    прохода не давал» - думал Нильс, глядя.. …На кого?

    «Если Акка сама взялась за это, так уже дело верное. Она зря обещать
    не будет!» - думал Нильс. За что взялась Акка? (как освободиться от
    колдовских чар гнома)

15. «Так его, спеленатого, и понесла хозяйка в дом...» Кто и кого?
(Мартина, жена лесничего)

16. «Они подбирали их на крышах и чердаках, на ветках деревьев и на
дорожках сада, среди мусорной свалки и на колокольне собора. Куда
только не заглядывали ворон и мальчик!» - Что и для кого собирали
Нильс с вороном?

Раунд 3. Продолжи фразу.

    «Мальчишки от зависти лопнут, когда.….(увидят меня с ружьем»)

    «На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи
    гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота
    дергал за хвост, будто хвост - …. (это веревка от дверного колокольчика»).

    «Приснилось мне все это, что ли? - подумал Нильс. - Да, нет правая
    щека горит, словно... (по ней пришлись утюгом»)

    «Вдруг кот втянул когти и сказал: - Ладно, на первый раз хватит. Если
    бы твоя мать не была такой доброй хозяйкой и... (не поила меня утром
    и вечером молоком, тебе пришлось бы худо»)

    «Это были трудные дни для Мартина. Нужно было, и лечить Нильса, и
    кормить его. Сменив примочку из мокрых листьев и подправив
    подстилку, Мартин… (бежал в ближний лесок на поиски орехов».)

    «Не переставая наигрывать на дудочке, маленький человечек прыгнул
    на спину гусыни, и…. (она поплыла к середине озера».)

    «Вдруг что-то острое ударило его в затылок, чьи-то цепкие когти
    впились в ворот его рубахи, и Нильс... (почувствовал, что поднимается
    в воздух».)

    «А лису это будет хороший урок. Пусть навсегда запомнит, что никому
    ещё не удавалось перехитрить старого атамана... (Ну, кое-кому
    удавалось! - подумал Нильс».)

    «На деревянной его груди висела деревянная дощечка, но которой
    было написано: Прохожий! На твоем пути

Смиренно я стою.

Монетку в кружку опусти -

. (И будешь ты в раю!»)

10.«Лишь однажды в столетие, ровно на один час, этот город всплывает со дна моря. И если какой-нибудь чужестранец в этот час войдет в Винетту и... (хоть что-нибудь купит, город получит прощение и останется на земле».)

11. «Не спешите так, господин медведь, - храбро заговорил Нильс. -
Конечно, проглотить меня вам ничего не стоит. Только я вам не
советую... У меня для вас важные новости».)

    «Весь в отца, - думал Нильс, глядя на Юкси. - Тот тоже вечно
    скандалил на птичьем дворе, никому проходу не давал... (А зато теперь
    какой хороший гусь».)

    «Это был могучий и смелый орел. Даже родичи побаивались его и
    никогда не вступали с ним в спор... Но за всю свою жизнь он ни разу не охотился у Серых скал и...(не тронул даже кончиком когтей ни одного дикого гуся».)

    «Так кончилось удивительное путешествие Нильса с дикими гусями.
    Снова Нильс стал ходить в школу. Теперь…. (в дневнике у него
    поселились одни пятерки, а двойкам туда было не пробраться».)

ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗОЧНОЙ ПОВЕСТИ

С. Лагерлёф «ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА С ДИКИМИ ГУСЯМИ»

Умными словами недаром сказано:
“Всем лучшим книге мы обязаны.”
Книги читают стар и млад,
Книжке хорошей каждый рад.

Книги читаю – значит, мыслю,
Мыслю – значит, живу, а не кисну.
В книжке – мудрость, слезы и смех!
Книжек хватит сегодня на всех.

Участники и зрители!
Сразиться не хотите ли?
Кто самый лучший книгочей?
И кто герой любимый чей?
Внимание! Внимание!
Начинаются испытания!

Учитель: Ребята, ск а жите, вы любите учиться?

А какие предметы вы любите больше др у гих?

Нравятся ли вам уроки гео г рафии?

Знаете, шведские школ ь ники обожают уроки географии, потому что у них есть замечател ь ный сказочный и даже чуть-чуть волшебный учебник - книга Сельмы Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссо на с дикими гусями по Швеции».

Автор этой книги, шведская писательница СЕЛЬМА ОТТИЛИЯ ЛОВИСА ЛАГЕ Р ЛЁФ, родилась в 1858 году, в семье отставного военного лейтенанта и учительницы. Жили они в усадьбе Морбакка . Эта усадьба находится в живописной шведской прови н ции Вермланде . Природа, окружа в шая маленькую Сельму , стала частью ее натуры. Уже будучи взрослым человеком, став пис а тельницей, Сельма Лагерлёф то и дело описывала усадьбу в своих произведениях. А еще она расск а зывала в своих книгах о близких, любимых людях: об отце, от кот о рого унаследовала любовь к кн и гам, легендам, преданиям; о б а бушке и тетушке Оттилиане .

Бабушка и т е тушка Сельмы были настоящими сказочницами. Они знали множ е ство местных преданий о мину в ших временах, родовых хроник и постоянно рассказывали Сельме , ее братьям и сестрам сказки о прекрасных дамах и кавалерах, о злом заводчике, знавшемся с н е чистой силой, о русалках и дом о вых.

Когда девочке было три года, ее разбил паралич. С тех пор единственными ее раз в лечениями стали чтение книг и рассказы домашних. Спустя два года умерла бабушка. Ее смер ть была воспринята девочкой как в е личайшая трагедия. Ей казалось, что перед ней захлопнули дверь в прекрасный сказочный мир. Сел ь ма еще больше пристрастилась к чтению. Сельма мечтала стать писательницей, начала писать ст и хи, баллады, сказочные пьесы.

А когда Сел ь ме исполнилось 9 лет, случилось то, на что уже никто не надеялся: стокгольмским врачам удалось вылечить девочку, она снова мо г ла двигаться как все люди. Только в возрасте 23 лет Сельма смогла поступить в л и цей в Стокгольме, чтобы подгот о виться к поступлению в учитель с кую семинарию. По окончании семинарии она стала работать учительницей в небольшом г о родке.

В это время одна из шведских газет объявила литературный конкурс, и Сельма отослала пять глав своего первого романа «Сага о Йёсте Берлинге». Она получила за них первую пр е мию, после чего оставила преп о давание и занялась творчеством.

В шведских школах тогда пользовались таким неудачным, скучным учебником географии, что его в открытую н а зывали «национальным бедств и ем». Сельме Лагерлёф предлож и ли написать новый занимател ь ный учебник, в который бы вошли описания лесов, гор, рек, озер, фабрик и заводов, растений и животных, а также скандинав с кие легенды и предания. Швед с кая писательница создала такую книгу. Эта была сказочная эпопея о приключениях Нильса Хольге-рссона. Она вышла в свет в 1907 году.

Этим учебн и ком пользуются все шведские школы вот уже более 90 лет. Кн и га переведена на многие языки мира, в том числе на русский. За книгу «Удивительное путешес т вие Нильса с дикими гусями по Швеции» Сельма Лагерлёф была удостоена в 1909 году Нобелев с кой премии. За свою жизнь она написала множество книг для взрослых. Есть у нее произвед е ния и для детей: сказки «Подме ныш», «Легенда о Христе». В «Л е генде о Христе» в сказочной фо р ме толкуются библейские сюжеты и предания.

Но сегодня мы с вами будем вспоминать произв е дение, с которым у русских чит а телей прежде всего ассоциируется имя шведской писательницы. Это сказочная повесть «Чудесное п у тешествие Нильса с дикими гус я ми». А помогут нам в этом мал ь чик Нильс и тот самый Гном, без которого не было бы вовсе ник а ких приключений.

Итак, едем в Швецию! Мы совершим удивительное пут е шествие! «Почему удивительное ?» - спросите вы. А потому что пут е шествовать мы будем, передвиг а ясь не по земле, а по воздуху. Мы полетим над Швецией и увидим все, что находится внизу. Увидим столицу Швеции Стокгольм, леса и реки, озера и горные хребты, увидим самую высокую гору этой страны. Но лететь мы будем не на самолете, не на воздушном шаре и не на вертолете. Нет! Мы полетим на гусях. Ведь Нильс путешеств о вал на гусях! Сейчас, отвечая на мои вопросы, вы повторите мар ш рут Нильса.

(Задает ребятам во п росы, а за правильные ответы в ы дает жетоны.)

Игра начинается!

Карта путешествия.

  1. Разминка.
  2. Заколдованный мальчик.
  3. Путешествие Нильса.
  4. Добрые дела Нильса

РАЗМИНКА. Заставка. Внимательный читатель.

  1. Этот герой сначала был ленивым, злым, непослушным, плохо относился к родителям и животным, а потом стал добрым, отзывчивым, начал помогать тем, кто слабее его. (Нильс)

- Где происходит действие сказки? (Юг Швеции. Деревня Вестменхег)

За что гном наказал Нильса? (за жадность)

- Как звали вожака стаи? (Акка Кебнекайсе)

- Куда отправился Нильс с дикими гусями?

(Лапландия находится на севере Европы, в Финляндии - «страны тысячи озер »)

- Где останавливались гуси? (Глимингенский замок)

- Назовите город, в котором останавливалась на отдых стая гусей? (Карлскрон)

  1. За что гном превратил Нил ь са в маленького человечка? (Нильс поймал его в сачок и не хотел в ы пускать.)
  2. Как звали предводительницу гусиной стаи, с которой путешес т вовал Нильс? (Акка Кебнекайсе.)
  3. Где ночевал Нильс каждую ночь во время своего путешес т вия? (Под крылом гуся Мартина.)
  1. Какой первый подвиг сове р шил Нильс? (Спас гуся от лиса.)
  2. Чем помог Нильс белке Сирле? (Поднял в дупло бельчонка Ти-ле.)
  3. Кто жил в Глиммингенском замке? (Совы, дикая кошка, аисты, летучие мыши и филин.)
  4. Из чего было сделано гнездо аиста Эрменриха? (Из старого к о леса от телеги, прутьев, дерна, мха, пуха.)
  5. С помощью какого предмета Нильс победил крыс? (С помощью волшебной дудочки.)
  6. Что бывает один раз в год на горе Кулаберг? (Великие игрища птиц и зверей.)

10. Как был наказан лис Смирре за нарушение мира на горе К у лаберг? (Он был изгнан из своей стаи.)

У: Продолжим наше путешес т вие. Вы готовы дальше отвечать на мои вопросы?

ЗАКОЛДОВАННЫЙ МАЛЬЧИК. Заставка. Внимательный читатель.

А теперь я хочу пров е рить, как вы помните имена из сказки. Только на этот раз мы будем вспоминать имена... животных.

«Имена животных»

  1. Сирле - белка;
  2. Мартин - гусь;
  3. Тирле - бельчонок;
  4. Эрменрих - аист;
  5. Смирре - лис;
  6. Фумле-Друмле - ворон;
  7. Брумме - медвежонок;
  8. Горго - орленок.

1. Как звали папу Нильса? (Хольгер Нильсон)

2. Какую услугу оказал Нильс медведям? (Предупредил их о поя в лении охотников.)

3. Зачем вороны похитили Нильса? (Чтобы он помог им от к рыть кувшин с серебром.)

  1. Почему морской царь зат о пил город Винетту? (Жители гор о да убивали моряков, морских ж и вотных и птиц, топили корабли, чтобы никто в мире не знал, где н а ходится богатый город Винетта.)
  2. В какой день недели началась эта история? (воскресенье)
  3. Что Нильс всегда хранил в кармане? (ножик ) 7. Что должен был сделать Нильс, чтобы из гнома превр а титься в человека? (Найти существо, которое захочет остаться маленьким на всю жизнь.)
  1. Назовите фамилию Нильса. (Холъгерссон.)
  2. Сколько лет было Нильсу? (12 лет.)
  3. К кому обратился Нильс за помощью, выйдя во двор маленьким? (к коту)

ПУТЕШЕСТВИЕ НИЛЬСА. Заставка. Внимательный читатель.

Как выглядел гном?

На голове - ______________ шляпа, _______________ кафтанчик украшен кружевным воротничком и манжетами, чулки у колен завязаны ____________ бантами, а на _______________ сафьяновых башмачках поблескивают _________________ пряжки.

Во что был одет гном?

(На голове - широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки)

  1. Назовите дату, когда нач а лось путешествие Нильса с дик и ми гусями.

(Воскресенье, 20 ма р та.)

  1. Кто был вожаком стаи диких гусей?

(Акка из Кебнекайсе.)

3. Почему гуси согласились взять Нильса в путешествие?
(Нильс спас Акку от лиса Смирре.)

  1. Как Нильс спас селезня Яр ро ?

(Разрезал путы на его крыльях.)

  1. Что случилось с трехлетним мальчиком Пер Уром?

(Он оказа л ся на озере в дырявой лодке. Вершок помог ему выбраться на остров.)

  1. Как Нильс помирил старого коня с хозяином Ларсом?

(Привел коня в сарай.)

  1. За что были благодарны д и кие овцы Нильсу?

(Он заманил трех лис в черную дыру.)

  1. Как помог Нильс Осу и Матсу перейти озеро в ледоход?

(Он летел на спине гуся и напра в лял их.)

  1. Как Нильс спас от не с частья двух студентов в Упсале?

(Помог собрать рукопись.)

  1. Почему орел Горго не ох о тился на гусей из стаи Акки?

(Она его воспитала, была ему как мать.)

  1. Когда закончилось пут е шествие Нильса?
  1. Чему научился Нильс во время путешествия?

(Понимать природу, чувствовать ее красоту, радоваться ветру, солнцу, мор с ким брызгам, слышать голоса л е са, шелест трав, шорох листвы. Узнал историю своей страны. Н а учился никого не бояться, но ост е регаться. Научился дружить.)

ДОБРЫЕ ДЕЛА НИЛЬСА. Заставка. Внимательный читатель.

«ОТ kopk и ДО kopk и »

Вы хорошо знаете героев книги. А сможете ли вспомнить, о чем идет речь, если я буду просто зачитывать вам отрывки из текста? Сейчас посмотрим.

  1. «Неуклюжий, безобразный птенец. Он был покрыт редким пухом, на маленьких крыльях торчком стояли прямые жесткие перья». (Орел.)
  2. «Очень нескладная птица. Шея и туловище у него немн о гим больше, чем у обыкновенного гуся, а крылья, почему-то огромные, как у орла, ноги, словно две тонкие жерди, вы к рашенные в красный цвет. Клюв длинный-предлинный, а прид е лан совсем к маленькой голове». (Аист.)
  3. «...Вбивают в землю не с колько жердей,а потом обтяг и вают оленьими шкурами. И называют такие дома...» (Чумами.)
  4. «Вот между чумами бродят какие-то животные. На головах у них рога... Целое стадо лапл а ндских домашних...» (Оленей.)
  1. 1) После чего Акка Кебнекайсе разрешила Нильсу остаться в стае?
  2. (после того как Нильс спас гуся из когтей лиса)
  3. 2) Какой второй поступок совершил Нильс? (наказал лиса Смирре, надел на него собачий ошейник)
  4. 3) Где проходил праздник всех зверей и птиц? (на горе Кулаберг)
  5. 4) Кто плакал в пятой главе? Почему? (аист Эрменрих)
  6. 5) Как Нильс справился со стаей крыс? (с помощью дудочки)
    6) Как дудочка попала к Нильсу? (гусям ее принес филин от лесного гнома)
    7) Чем Нильс открыл кувшин, и что там было? (обглоданной костью)
  7. 8) Какое заклятие и за что наложил морской царь на Винетту?
  8. 9) Что надо было сделать, чтобы снять заклятье? .«Лишь однажды в столетие, ровно на один час, этот город всплывает со дна моря. И если какой-нибудь чужестранец в этот час войдет в Винетту и... (хоть что-нибудь купит, город получит прощение и останется на земле».)
  9. 10) Кого спас Нильс от охотников? (медведицу с медвежатами)
  10. 11) Кто и как помог Нильсу за одну серебряную монету? (Фумле-Друмле – это вожак воронов)
  11. 12) Кого Акка посылала к совам узнать тайну гнома? (Горго –орёл, приёмный сын Акки)
  12. 13) В каком городе жили удачник и неудачник? (Упсале)
    14) Кто помог Нильсу поймать Смирре? (собака)
  13. 15) Чем питался Нильс во время путешествия? (орехами)
  14. 16) После чего Нильс решил, что ему никогда не превратиться в человека?
    (После услышанного разговора двух сов о страшной тайне...)
  15. 17) Как можно было снять заклятье с Нильса? (кто-нибудь по доброй воле захочет стать таким же маленьким)

Так кончилось удивительное путешествие Нильса с дикими гусями…

«Так кончилось удивительное путешествие Нильса с дикими гусями.
Снова Нильс стал ходить в школу. Теперь в дневнике у него
поселились одни пятерки, а двойкам туда было не пробраться»

Чему научился Нильс?

Ответ:

- Это не просто путешествие, это воспитание личности. Благодаря встречам и событиям путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек не человек. Защищая и спасая своих сказочных попутчиков, Нильс полюбил и людей, понял горе своих родителей, страдания сирот Оосы и Матса, трудную жизнь бедняков. Из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком.

Крохотный памятник Нильсу находится в Старом городе . Городская легенда гласит: чтобы исполнилось Ваше самое сокровенное желание достаточно погладить Нильса по головке и оставить ему сладкую конфетку или денежку...

ВИКТОРИНА

1. В какой стране жил Нильс?
в Швеции

2. Кто заколдовал Нильса?
гном

3. Куда летела стая диких гусей?
в Лапландию

4. Кто постоянно охотился за Нильсом и гусиной стаей?
лис

5. Что случилось с чудесным городом мастеров Винетой?
город был затоплен

6. Кто передал Нильсу волшебную дудочку?
филин

7. Нильс спас Глиммингенский замок...
от крыс

8. Как звали гусыню - предводительницу гусиной стаи?
Акка

9. Орел Горго не нападал на гусей, потому что он...
был приёмным сыном гусыни - предводительницы стаи

10. Кем или чем были бронзовый и деревянный?
памятниками

Разделы: Организация школьной библиотеки , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3

Презентация к уроку






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

Обучающие :

  • познакомиться с биографией и творчеством одной из лучших писательниц Швеции;
  • показать особенности сказки-учебника;
  • обратить внимание на художественный прием автора (уменьшение роста главного героя);
  • подчеркнуть ценность добрых дел и уважение к окружающим.

Развивающие :

  • развивать внимание;
  • память, творческие способности учащихся;

Воспитывающие:

  • расширять кругозор.

Оборудование: Презентация в программе PowerPoint; приложение “Птичий кроссворд”.

Ход урока

1. Организационный этап. Приветствие, проверка готовности, организация внимания.

2. Библиотекарь:

20 ноября 1858 года в самом сердце Швеции – Вермланде – в родовой усадьбе своих родителей Морбакке родилась девочка Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф, которую в будущем вся Швеция стала называть “наша Сельма”.

В 1904 году были написаны первые страницы книги. 24 ноября 1906 года вышел в свет первый том книги, а через год, в конце 1907 года – второй.

С самого начала Лагерлёф твердо решила “оживить” географическую карту родной страны и при этом создать веселую и развлекательную книжку.

В 1909 году Сельма Лагерлёф получила Нобелевскую премию по литературе; в 1914 г. была избрана членом Шведской академии.

ВИКТОРИНА

  1. За что гном превратил Нильса в маленького человечка? (Нильс поймал его в сачок и не хотел выпускать.)
  2. Как звали предводительницу гусиной стаи, с которой путешествовал Нильс? (Акка Кебнекайсе.)
  3. Где ночевал Нильс каждую ночь во время своего путешествия? (Под крылом гуся Мартина.)
  4. Какой первый подвиг совершил Нильс? (Спас гуся от лиса)
  5. Чем помог Нильс белке Сирле? (Поднял в дупло бельчонка Тирле)
  6. Кто жил в Глиммингенском замке? (Совы, дикая кошка, аисты, летучие мыши и филин.)
  7. Из чего было сделано гнездо аиста Эрменриха? (Из старого колеса от телеги, прутьев, дерна, мха, пуха.)
  8. С помощью какого предмета Нильс победил крыс? (С помощью волшебной дудочки.)
  9. Как был наказан лис Смирре за нарушение мира на горе Кулаберг? (Он был изгнан из своей стаи.)
  10. Зачем вороны похитили Нильса? (Чтобы он помог им открыть кувшин с серебром.)
  11. Почему морской царь затопил город Винетту? (Жители города убивали моряков, морских животных и птиц, топили корабли, чтобы никто в мире не знал, где находится богатый город Винетта.)
  12. Почему орел Горго не охотился на гусей из стаи Акки? (Она его воспитала, была ему как, мать)
  13. Как звали птенцов Марты и Мартина? (Первый, Второй, Третий, Четвертый, Пятый))
  14. Кто помог Нильсу узнать тайну его превращения в нормального человека? (Орел Горго узнал у сов из Глимингенского замка)
  15. Что должен был сделать Нильс, чтобы из гнома превратиться в человека? (Найти существо, которое захочет остаться маленьким на всю жизнь)
  16. Кто из гусят из-за своего упрямства остался маленьким на всю жизнь? (Юкси)
  17. Назовите фамилию Нильса. (Хольгерссон)
  18. Сколько лет было Нильсу? (12 лет)
  19. Чему научился Нильс во время путешествия? (Понимать природу. Узнал историю своей страны. Научился никого не бояться, но остерегаться.)

3. Библиотекарь: В начале Нильс лишь старается быть добрым к животным и птицам, ведь они волею судьбы оказались его единственной опорой и защитой. Полюбив птиц и животных, став их защитником и спасителем, Нильс полюбил и людей.

В конце книги Нильс возвращается домой и – главное чудо – становится человеком в самом высоком смысле этого слова.

В России первый перевод книги был сделан в 1908 году, но оказался неудачным. Пересказ книги, доступный для детей, был осуществлен в 1940 году 3. М.Задунайской и А.И. Любарской.

Он неоднократно, с большими или меньшими сокращениями, переиздавался, именно по нему снят мультфильм, озвученный замечательными советскими актерами.